Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /var/www/home/hosting_denver09-35/projects/belpravda/htdocs/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Свобода для бабочек

Свобода для бабочек

В Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялась последняя в нынешнем сезоне премьера. Заслуженный артист России Виталий Бгавин представил на суд зрителей свою очередную режиссерскую работу на Малой сцене – спектакль «Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша.
Можно предположить, что сам Герш, или Герше (так точнее), американский сценарист, драматург и даже композитор, оскаровский номинант за фильм «Fanny Face» с Одри Хепберн, не предвидел громадной популярности своей комедийной мелодрамы, написанной в 1972 году.

Едва ли какая-то другая «бродвейская» пьеса была более востребована отечественным театром. Особенно любимы «Бабочки» тюзами, наряду с выпускными курсами творческих вузов. Впрочем, именитые театры ставили творение Герша с неменьшим удовольствием и довольно часто – добрый десяток звездных столичных коллективов имеет его в своей афише. А вот белгородцы обратились к нему впервые.
Завзятые театралы отлично знают, что Малая сцена БГАДТ оправдывает свое название вполне. По сути, это и не сцена вовсе, а небольшое помещение, без всяких возвышений, поделенное вдоль на две части: игровую и зрительскую. Публика как бы становится частью спектакля, непосредственным и близким свидетелем происходящего.
В таком небольшом помещении интерьер становится важнейшим компонентом действия. На этот раз стараниями художника Марины Шепорневой нас пригласили в 70-е. Сценограф и режиссер не стали нарочно осовременивать и без того современную пьесу – она была создана в эпоху хиппи. Декорация жилища главного героя проста, но свое­образно нарядна: подушки в индийском стиле, топчан для сна, на который нужно забраться по лестнице, висящая на стене гитара, постеры, расклеенные повсюду, – не хватает разве что черно-белого телевизора с поющими «The Shoсking Blue».
Впрочем, нужен ли здешнему жильцу Дональду Бейкеру телевизор? Он ведь с рождения слеп. Правда, мы это осо­знаем не сразу – так легко и уверенно он двигается по своей крошечной квартирке.
Можно смело утверждать, что Дмитрий Беседа в роли Дона – главная удача спектакля. Актер ведет свою роль сверхубедительно: кажется, нет ничего проще и естественней для него, чем прожить полтора часа в образе спокойного, немного грустного незрячего юноши. Ему удается быть неоднообразным, немонотонным, нескучным, хотя специфика Малой сцены может сыграть злую шутку с подобными ролями. Невольно начинает казаться, что совпадение инициалов артиста и персонажа не случайно…
Относительно спокойная, прерываемая только редкими беспокойными звонками матери, жизнь героя перестает быть таковой, как только в нее врывается юная Джил Тэннер, живущая в соседней квартире. О, эта Джил! В исполнении Дарьи Ковалевской она предстает не очень воспитанной, но зато очень хорошенькой: настоящая сумасбродка, подчиняющая мир своим желаниям, а не наоборот. На сдержанного Дона она глядит, как ребенок на необычную игрушку. И, как ребенок, тут же протягивает к нему руки, будто желая узнать: что там внутри? Ковалевская яркая, темпераментная актриса, чья молодость и свежесть, несомненно, украсили спектакль.
Сломает ли Джил свою новую игрушку? Ведь сближение героев происходит необычайно быстро – что ж, как раз в духе того беззаботного времени. Им страшно весело вдвоем, и ее не пугает его слепота, а его – ее постоянный зверский аппетит. Она успела побывать замужем, у него была всего одна романтическая влюбленность, но странным образом он выглядит взрослее и увереннее своей новой подруги: кажется даже, что незрячий Дон видит лучше Джил, обладающей отличным зрением…
На мгновение кажется, что для этих двух остановилось время, и они на самом деле, повинуясь словам Джил, останутся легкими и свободными, как бабочки. Однако же должен появиться человек, который объяснит героям, до чего вредно и неправильно им быть вместе.
Он и появляется, вернее, она – мать Дональда, Флоренс Бейкер, автор многочисленных детских книжек о бесстрашном маленьком Донни, «победившем мрак». Она вызывает стойкое неприятие еще до своего появления, а уж появившись, раздражает еще больше своим мрачным видом в контрасте с солнечной Джил.
Не так часто приходится видеть нам в новых работах актрису Татьяну Дюжикову, и ее миссис Бейкер оказалась очень интересной. Упакованная в бесполый серый костюм, с постным выражением лица, эта дама вначале кажется донельзя знакомым типажом зануды. Но не так прост Леонард Герш – он все же дарит своей героине сцену, где писательница уходит в тень, а на первый план выступает мать. Нет, не так – Мать. Страдающая, много пережившая, беззаветно любящая, способная принять болезненный для нее факт взросления сына.
Во время действия вспомнилась притча о царе Соломоне. Та самая, где мать отказалась от ребенка во имя сохранения его жизни…
Есть и еще один, довольно самоуверенный персонаж – Ральф Остин, режиссер, которого приводит начинающая актриса Джил в жилище соседа. Он пребывает на сцене в течение всего нескольких минут, но актеру Алексею Колчеву удалось сделать его ярким и смешным. Впрочем, смех сам собой замирает на губах, стоит нам взглянуть на Дона. Похоже, это он, а не Джил, – бабочка, гибнущая от пламени, на которое так страстно хотелось лететь.
К слову, именно А. Колчев внес большой вклад в музыкальное оформление спектакля, и заглавная песня «Шепотом по губам твоим…» сочинена именно им в соавторстве с Д. Беседой.
Упомянув выше сценографию, нельзя не отметить работу художника по свету Виктора Макарова: важно в спектакле, где для героя весь мир сосредоточен в темноте, уделить световому решению особое внимание.
Виталий Бгавин, будучи и сам высокопрофессиональным артистом, сосредоточился в своем очередном режиссерском опыте именно на актерских работах. Они, особенно это касается Дмитрия Беседы, действительно получились интересными. Стоит отметить легкость спектакля, его явную комедийную направленность. Есть и трагические моменты, но они как-то минуют нас, становясь незначительными в общем приподнятом настроении «Бабочек». Пьеса на самом деле замечательна своим нетривиальным сюжетом, остроумными диалогами, и, как всякую хорошую драматургию, ее можно трактовать в множестве вариантов. Режиссер Виталий Бгавин предложил свой. Возможно, один день из жизни красивого слепого юноши, сыгранный на Малой сцене те­атра, и не заставит вас заплакать, но засмеяться и немного погрустить – непременно.

На снимке: 
сцена из спектакля.
Автор: 
Н. НЕНЬКО. Фото автора.
№: 
072
Ваша оценка: Нет Средняя: 2 (1 голос)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif