Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Дорога Победы на Огненной дуге

Чтобы обеспечить победу в предстоящем сражении на Курской дуге, в первую очередь нужно было снабдить войска всем необходимым: боеприпасами, военной техникой, продовольствием. Но имевшаяся железная дорога с этим явно не справлялась. Командование рассуждало так: организовав кольцевое одностороннее движение поездов по маршруту Касторная – Курск – Сараевка – Старый Оскол, можно было значительно увеличить ее провозную способность для снабжения Воронежского и Центрального фронтов.
Для этого нужно было построить участок железнодорожных путей от Старого Оскола до Ржавы длиной в 95 километров.
Сроки поджимали. Враг готовил колоссальное наступление. На строительство было отведено два месяца. Но этот срок даже у бывалых путеукладчиков вызывал сильное сомнение.

Дорога Победы  на Огненной дуге
Разведка немцев, конечно же, засекла строительные работы на этом участке, но не придала им особого значения. По их логике построить дорогу за такой срок было нереально.
Работы начались 15 июня и велись непрерывно с раннего утра до позднего вечера. Местные жители выезжали в близлежащие села, расквартировывались по домам. Продукты привозили с собой. Даже завышенные нормы молодые девчонки перевыполняли в два, а то и в три раза. Таких темпов работы страна еще не знала. К строительству привлекли 20 тысяч человек, в основном молодых женщин и подростков. Дело осложнялось еще и тем, что в качестве строительного инвентаря были лишь лопаты, носилки и тачки. Если не хватало тачек для перемещения грунта, землю носили в фартуках, в подоле, чуть ли не горстями, порою при непрерывных бомбежках. Тяжесть работ дополнялась еще и тяжелейшими бытовыми условиями: скудное питание, неустроенность помещений для отдыха.
Но уже 16 июля, на месяц раньше срока, по участку прошел первый пробный поезд. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено. Когда строители увидели паровозный дымок, многие не могли сдержать слез...
С тех пор прошло более 70 лет. Многих участников строительства «Дороги мужества» уже нет в живых.

Дорога Победы  на Огненной дуге
Тем трепетнее отношение к оставшимся. Областной совет ветеранов в канун дня танкового сражения под Прохоровкой пригласил на встречу строителей легендарной дороги.
Александра Егоровна Овчарова, Екатерина Васильевна Замулина, Мария Петровна Козлова, Пелагея Григорьевна Лазарева,
Софья Прокофьевна Погорелова, Мария Ивановна Рыкова – сегодня жительницы областного центра. А в 1943-м они росли в губкинских, новооскольских, прохоровских селах, расположенных вдоль строительства, и возводили дорогу Победы.
Председатель совета ветеранов М. К. Ломакин поздравил ветеранов с наступающей годовщиной победы в Курской битве, вручил отважным женщинам дипломы, попросил рассказать об их трудовом подвиге. Собравшимся показали фильм о танковом сражении под Прохоровкой, угостили чаем.
П. Г. Лазарева вспомнила не только нелегкие будни, но и настоящий праздник – в гости к строителям с концертом приезжала Клавдия Шульженко. А однажды им показали даже фильм «Свинарка и пастух».
Трудно сказать, верили ли они по-настоящему в эту кинематографическую сказку, но плакали на просмотре от всей души. Знали, что за такую жизнь предстоит еще разбить врага.

На снимке: 
они строили дорогу Победы на Огненной дуге; памятник строителям в Старом Осколе; строительство «Дороги мужества».
Автор: 
Ю. КОРЕНЬКО. Фото автора и из архива редакции.
№: 
097
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла