Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

А вам нужен РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ?

Вы знаете, уважаемые читатели, какая наука является самой сложной? Нет-нет, не кибернетика и не ядерная физика. Самая сложная наука – воспитание детей. Потому что нет в ней универсальных формул и готовых решений. И каждому родителю осваивать ее приходится самостоятельно, методом проб и ошибок, используя такие нематериальные инструменты, как любовь, интуиция, ответственность за ребенка. Возможно, есть мамы и папы, считающие себя академиками в воспитании. Им читать эту пуб-ликацию будет неинтересно. Но, надеемся, она окажется полезна родителям, пытающимся разобраться во всех тонкостях детско-родительских взаимоотношений.
Три года назад под руководством областного департамента образования был создан «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения». Первоначально он ориентировался на работу с так называемой группой риска – ребятами из неблагополучных семей, а также несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, и т. д. Однако скоро стало очевидно, что запрос на психологическую помощь у белгородцев большой, и круг работы учреждения вышел за рамки сопровождения «группы риска». В настоящее время специалисты центра – педагоги-психологи, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, сурдопедагог, психиатр – оказывают специализированную помощь детям, испытывающим определенные сложности в развитии, общении, учебном процессе. Также сюда обращаются семьи в поисках выхода из конфликтных ситуаций. И каждое такое обращение убеждает специалистов, что работа по психологическому просвещению родителей, участников образовательного пространства необходима. Одной из форм такого просвещения станут выездные лектории для родителей. В нынешнем учебном году они будут организованы в муниципальных образовательных учреждениях Белгорода и Белгородского района.
Как все будет проходить на практике? Этот вопрос стал первым в нашей беседе с директором, педагогом-психологом Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения Е. А. ВИКТОРОВОЙ.

– Мы направляем руководителям наши предложения, указываем темы для наших встреч с родителями, – поясняет Екатерина Александровна. – На основе заявок будет сформирован график проведения таких лекториев. Я допускаю, что, например, не все образовательные учреждения откликнутся на такое предложение. Однако надеюсь, что большинство школ и детских садов его примут. По опыту знаю, что успешность образовательного учреждения напрямую зависит от степени его открытости, готовности к взаимодействию.

– Не воспримут ли родители лектории как очередную обязаловку?
– За неделю до предполагаемой встречи дети – школьники и воспитанники детских садов – получат пригласительные билеты для своих мам и пап, где будет указана тема нашей встречи. И каждый родитель вправе выбирать, приходить или нет. Я надеюсь, что нам удастся уйти от формата родительских собраний. Это будет неформальное общение, обсуждение волнующих многих мам и пап вопросов – от агрессии и детских страхов до профилактики наркозависимости, формирования доверительных, эффективных отношений с подростком.

– Стоит ли рассчитывать в таком случае, что многие родители заинтересуются возможностью пообщаться с психологом?
– Мы не ставим перед собой задачу, так сказать, сделать всех информированными по вопросам отношений «родитель – ребенок» и счастливыми. Мы делаем шаг навстречу, и когда речь идет о психологической помощи, этот шаг очень важен. Понимаю, что не каждый родитель готов публично говорить о проблемах во взаимоотношениях с ребенком, о своих родительских страхах, установках. Поэтому специалисты нашего центра открыты для индивидуальных консультаций. Думаю, после первых наших встреч заработает «сарафанное радио», и заинтересованных собеседников будет становиться больше.

– В образовательных учреждениях сейчас работают штатные педагоги-психологи. Разве не их обязанность – помощь семье?
– Забот у наших коллег в школах и детских садах очень много, и они заинтересованы в помощи специалистов нашего центра. Ведь мы в какой-то степени разгружаем их, берем на себя часть работы с родителями. Поверьте, дублирования функций не будет.

– Психолога иногда воспринимают как волшебника, способного моментально решить все проблемы...
– Нередко мне приходится говорить: «Вы пришли сюда за рецептом для счастья? Извините, только что выписала последний». Нужно понимать, что работа психолога не видна «здесь и сейчас»; она может дать ожидаемый результат спустя даже несколько лет. Психолог лишь провод-ник, попутчик, помощник. Бывает, что мама или папа привели ребенка к специалисту, прошли цикл занятий, а потом говорят: «Да вот, были мы у психолога, и все без толку, никакого результата». А всегда ли сами родители понимают, какого эффекта они ждут и всегда ли готовы приложить усилия для его достижения, готовы ли они к собственным изменениям и примут ли они изменения своего ребенка? Работа с семьей очень сложна и важна.
Психологическая культура, готовность к принятию профессиональных и качественных психологических услуг в нашем обществе формируется. И подчас случайно возникшее недоверие влияет на дальнейшее взаимодействие с психологом как представителем этой замечательной профессии. Думаю, лектории будут способствовать изменению представлений некоторых родителей о работе психологической службы образовательных учреждений, о психологической помощи в целом.

– Вы будете как-то анализировать итоги этой работы в конце учебного года?
– Да, мы планируем проводить анкетирование. Не только для того, чтобы увидеть оценку нашей работы, но и обозначить наиболее важные для современных родителей – родителей XXI века – вопросы. Анкетирование позволит, надеюсь, планировать и другие эффективные формы взаимодействия. Сейчас мы запускаем, так сказать, пробный шар. О результатах, более предметно, будем говорить позже.
– Екатерина Александровна, очень часто в беседах в различных аудиториях вы говорите о необходимости формирования ответственного родительства. Неужели сейчас так много безответственных мам и пап?
– Тема эта очень серьезная, предполагающая долгий разговор. Я и мои коллеги работаем с детьми из групп социального риска, несовершеннолетними, пострадавшими от насильственных действий со стороны взрослых и сверстников. И, конечно, во многих случаях мы видим безответственность родителей по отношению к собственным детям, игнорирование их интересов, а иногда и пренебрежение к их жизни. Часто, увы, при разводе дети становятся предметом шантажа, манипуляций со стороны бывших супругов. Как объяснить двум взрослым людям, что родители не бывают «бывшими», что ребенок – не разменная монета?
В последнее время кардинально изменилась социальная модель семьи. Изменяются социальные и семейные роли мужчины и женщины, а стало быть, и роли родительства. Однако семью ребенку никто никогда не заменит. Ничто не заменит ему отношений с самыми главными взрослыми – мамой и папой. Об этом я и мои коллеги вновь и вновь будем говорить с родителями.

Автор: 
Беседовала Н. КАЛИЕВА.
№: 
150
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла