Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Если сердце скажет: «За тебя, страна!»

Если сердце скажет: «За тебя, страна!»

Писать о ветеранах Великой Отечественной войны тяжело, нелегко найти нужные слова, ведь чтобы правдиво и точно рассказать обо всем, нужно побывать там, в огне сражений. И эмоционально тоже трудно: смотришь на взволнованное лицо фронтовика, а он как бы переносится туда, на десятки лет назад, и видишь слезы в его глазах и волнение, и грусть, и горечь потерь – все человек переживает заново.

Тем крепче память о войне

Помню, в одной из своих публикаций я рассказала о женщине, бывшей фронтовой медсестре. Она, прочитав статью, мягко заметила: «Все хорошо, даже красиво вы написали о том, что я была совсем девчушкой (ну разве это возраст – 18 лет), как мы поздней осенью скрытно от врага пробирались по лесу, обходя шоссейные дороги, как добрались до озера и, разбивая тонкий ледок, в первый раз за несколько дней вволю напились и умылись ледяной водой, как «налетели» на подмерзшую клюкву в ледовой корочке».
(Да, я тогда действительно в статье, уделив, на мой взгляд, достаточное место подвигу, все же сделала упор на молодость девушек, их романтизм, почти детскую непосредственность и умение радоваться жизни в любых обстоятельствах).
«Я сама виновата, в короткий рассказ много не уместится, – продолжала бывшая медсестра. – Я не рассказала, например, о том, как в грузовиках вывозили раненых, из тех, кто попал в окружение, у многих от голода была дистрофия и недержание стула. Я сопровождала группу более 10 человек. Люди были почти безумные от пережитого голода. Я трусила, бросала им продукты: пусть делят, как хотят.
Война – это кровь, это смерть, это ужас, не всякий справится и не всякий выдержит. Одни замолкают, не в силах даже смотреть фильмы о войне, другие не выносят вида и запаха крови, а кто-то, превозмогая боль, хочет рассказать о тех событиях, донести до нынешнего поколения мысль о том, как важен мир на земле».
Да, часто замечаю, что родители, оберегая «неокрепшую психику» детей, считают, что не нужно им знать об ужасах войны, мол, все прошло уже, ни к чему ворошить прошлое. Но надо, надо рассказывать о том, как воевали те, кто шагнул в пекло сражений, чья послевоенная жизнь стала упорным трудом по восстановлению страны, и чем дальше война, тем крепче должна быть память о ней.

Трусить – не в её характере

А героиня этой моей статьи – Вера Сергеевна Лукошина, в девичестве Антипина, начинает свой неспешный рассказ с того, как жила она в довоенное время, и далее обо всем – о жизни, о семье и только в последнюю очередь о войне. Словно защищает ее память от пережитого, оставляя вдалеке тяготы военных лет.
Родилась Вера в старинном городе Кимры, что вольно раскинулся на берегу Волги и в устье впадающей в нее реки Кимрка. Кроме нее, в семье еще пятеро братьев и сестер, все дети дружные да работящие.
В школе Вера училась хорошо, мечтала поступить в институт в Ленинграде – не получилось. Однако упрямая девушка решила, что обязательно попробует свои силы на другой год, а пока пошла работать на авиационный завод в родном городе. Стать студенткой института в северной столице так и не довелось – война помешала. Авиационный завод срочно эвакуировали, в составе его сотрудников и рабочих должна была поехать и Вера, но Верина мама, прослышав, что первый же отправленный эшелон немцы тут же, недалеко от станции, разбомбили, не пустила. Хотела мать защитить Веру, заслонить от грозящих бед, только как их, молодые горячие головы, удержишь, когда вся страна поднялась на защиту своих рубежей.
Не в характере Веры было скрываться и прятаться, стыдно отсиживаться. Старшая сестра Александра, пройдя финскую войну, уже служила связисткой в 6-й воздушной армии. Туда и попала вольнонаемной служащей Вера Антипина. Из вольнонаемных набирали добровольцев в войска связи. 13 февраля 1943 года Вера была зачислена в штат 6-го отдельного полка связи телеграфисткой.

Соколы Родины

6-я воздушная армия (6-я ВА) была сформирована в 1942 году из соединений и частей военно-воздушных сил Северо-Западного фронта. В ее состав тогда входили истребительные, бомбардировочные, штурмовая дивизии, а также семь отдельных авиаполков и три отдельные авиа-эскадрильи. Всего в воздушной армии насчитывалось до 300 самолетов. Много написано книг и статей, снято фильмов о славных бойцах, отважных летчиках этой армии, среди которых Герои Советского Союза – ставший примером мужества Алексей Маресьев, погибший смертью храбрых Тимур Фрунзе и другие.
6-я воздушная армия прошла славный путь от Валдая до Берлина, ее самолеты участвовали в боях у Новгорода и в районе Демянска, в освобождении Правобережной Украины и Белоруссии, в Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. В жестоких сражениях приобретался боевой опыт, повышалась боеспособность нашей авиации, пилоты побеждали врага не числом, а умением. Подвиги авиаторов воздушной армии освещала газета «Сокол Родины», им посвящали произведения Сергей Михалков, Маргарита Алигер, Михаил Матусовский и другие поэты и писатели.

Очень важное звено

В обеспечении бесперебойного управления соединениями и частями армии большая заслуга принадлежит войскам связи. Работа сестер Александры и Веры Антипиных и их подруг, а также их командиров не раз отмечалась поощрениями.
Может быть, кому-то кажется, что работа связиста на фронте нетрудная: стучи себе ключом, телеграфируй донесения да принимай ответы. Но нужно ли говорить о том, как важна связь на войне, если враг первым делом стремился вычислить, где расположились узлы связи, и уничтожить их. Его задача ясна: оставить наши войска без связи, прервать согласованные действия этого огромного, единого и целостного организма, внести хаос и неразбериху, тем самым подавить противника, подготовить его дальнейшее поражение.
Бесконечные передислокации, когда нужно в кратчайший срок обосноваться на новом месте, вырыть землянки, переходы, выполнить маскировку, расположить оборудование, сопровождали фронтовые будни связистов. И бомбежки, жестокие бомбежки, когда вздымается земля так, что и солнца не видно, когда белый снег становится черным и на нем яркими пятнами алеет кровь.
– Только расположимся, глядишь – уже летят, начинают бомбить, – вспоминает Вера Сергеевна. – Конечно, опасно, всегда опасно. Гибли люди. Во время налета было положено прятаться в убежище, я никогда туда не бегала, считала: чему быть, того не миновать. О том, что трудно и страшно, старалась не думать, всем трудно, и часто гораздо труднее, чем мне. Изо всех сил старалась выполнять свою работу как можно лучше. Одна на всех у нас, девчат-связисток, мысль была – приблизить час победы, для этого жили и работали.

«Снился мне сад в подвенечном уборе...»

Однако сила духа в этих девочках была сильнее силы тела. Дважды случалось во фронтовой жизни Веры, когда она, измотанная бессонными ночами, засыпала на посту.
Зимой дежурить было особенно тяжело. Вера надевала ватные шаровары, телогрейку перетягивала ремнем, еще шапка-ушанка, валенки, рукавицы – такая была солдатская форма одежды. Но все равно ужасно холодно – постой-ка на морозе три часа…
Оттягивает плечо ремень оружия, на поясе – каска на случай бомбежки, рядом стоит телефонный аппарат. В ту ночь Вере показалось, что только на минуточку глаза прикрыла. О том, что она «прокололась», девушка поняла, когда увидела снятую телефонную трубку – так командир дал понять, что он проверял пост и знает, что она заснула. Ясно, что за сон во время несения караула последует наказание. Но оно, это наказание, оказалось относительно легким: неделя ночного дежурства на кухне, где нужно было помогать повару и чистить картошку на весь воинский состав. Пришла на кухню: у печи тепло, а повар весело сказал: «Не журись, дивчина! Я тебя картошечкой угощу!». Так сложилось, что основным рационом тогда была пшенка, кормили ею утром, в обед и вечером, так что отварной картофель был для Веры лучше любого лакомства. (Вера Сергеевна до сих пор пшенку не ест ни в каком виде).
А девушки мечтали о мирной жизни, хотелось, ох как хотелось им, молодым, и танцев, и мороженого, и любви настоящей, ведь ничего еще не видели солдаты в юбках защитного цвета.
И вот однажды приснился Вере сон. Будто закончилась война, не рвутся снаряды, не грохочут взрывы, она в саду, идет мимо цветущих деревьев в красивом цветном платье. Сон этот привиделся ей не вовремя: она задремала над телеграфным аппаратом, держа руку на ключе передатчика. И полетели в эфир слова: «Платье... платье... красивое... цветы на голубом поле...».
Телеграфистка на другом конце провода поняла, в чем дело, и стала выстукивать: «Вера, Вера, Вера!!!». Очнулась девушка.
– Как что-то меня подбросило, – рассказывает Вера Сергеевна.
Это был второй случай, когда усталость взяла верх, хорошо, что этот «воздушный» разговор не дошел до командования.

Никогда не знаешь, где счастье повстречаешь

В начале марта 1944 года6-я воздушная армия была перебазирована на Ковельское направление для поддержки войск вновь созданного 2-го Бело-русского фронта.
– Перебазировались в весеннюю распутицу, кругом леса да болота, – вспоминает Вера Сергеевна о тех тяжелых для всех – и летчиков, и наземных войск – днях.
Противник подтягивал к Ковельскому направлению сильные резервы. На подступах к Ковелю было сосредоточено
10 немецких пехотных дивизий, 600 самолетов. Нашим войскам удалось окружить 10 тысяч солдат и офицеров противника, немцы готовились разорвать кольцо окружения и нанести урон нашей армии. 6-й ВА пришлось вступать в бой буквально с ходу, когда еще не закончилось перебазирование ее частей, а главное – при численном превосходстве вражеской авиации.
За отличные боевые действия в боях за город Ковель Верховный Главнокомандующий объ-явил благодарность частям 6-й ВА, две дивизии получили почетное звание Ковельских, 72-й разведывательный авиаполк был награжден орденом Красного Знамени.
А Верин сон о весеннем саде оказался в руку, счастье ее было совсем рядом. Николай Васильевич Лукошин, тогда просто Николай, в 1944 году в должности техника-связиста попал как раз под Ковель, в одно из подразделений, где служила Вера Антипина.
Будто бы нечаянные встречи, теплые, ласковые взгляды... Оба понимали, что идет война, не время для чувств, и готовые сорваться слова о любви замирали на губах. Сохранилось фронтовое фото, где они вместе – Вера и Николай. Юные, счастливые лица, а между тем за их плечами годы войны, о чем свидетельствуют ордена и медали на гимнастерках.
Фронт наступал дальше, на запад. Вместе с ним передвигались и войска связи. 6-я воздушная армия перешла в подчинение 1-го Белорусского фронта, а затем ее бойцы сражались за освобождение Польши. Там близ города Прушкув и встретила Вера День Победы 9 мая 1945 года.
– Ночью нам сообщили, что война закончилась, – вспоминает Вера Сергеевна. – Что тут началось! Мы все, солдаты и офицеры, выбежали на улицу. И смеялись, и слезы были, кричали «ура», кто-то стрелял в воздух. Я сама как с ума сошла от радости. Победа! Слово-то какое! Золотое слово! Все, теперь впереди только счастье бесконечное!
Однако домой Вера вернулась только в 1946 году, до того времени обучала польских девушек-телеграфисток. Почти все ее сестры и братья, кроме Зинаиды, воевали. Сестра Александра вместе с нею, с Верой. Не раз о девушках писали в газетах, есть упоминание о них и в книге «От Валдая до Берлина» о славном боевом пути 6-й воздушной армии.
Брат – гвардии сержант Борис Сергеевич Антипин, радист-пулеметчик танка Т-34, погиб как герой 15 июля 1943 года в сражении на Курской дуге. Братья Евгений и Николай вернулись домой в 1946 году.
Война закончилась, а любовь Николая и Веры, наоборот, вспыхнула с новой силой. Николай Лукошин приехал свататься к Вериной родне в марте 46-го. Сыграли скромную свадьбу, и увез он молодую жену в Узбекистан, в город Акташ Самаркандской области.

Дом, милый дом

Жили трудно, но тогда всем было нелегко. Николай Васильевич работал в сфере водообеспечения народного хозяйства. За многолетний отличный труд имел немало благодарностей и грамот.
Вера Сергеевна помнит, как пришла устраиваться на работу в райком партии в Акташе. Там спросили: «А на машинке печатать умеешь, а то тут дел да протоколов за целый год накопилось. Если умеешь, то начинай работать прямо сейчас, с сегодняшнего дня».
Работала, не жалея сил. Когда пришло время сказать, что у нее скоро будет ребенок, начальство встретило это известие шуткой.
– Это ничего, мы тебе машинку и работу на дом доставим.
У Лукошиных родилась Света, а через три года Володя, затем Людмила. Детей в семье очень любили. И со свекровью Вере повезло – во всем помогала, стала для нее невестка как родная дочь. Жили небогато, но дружно.
– Зарплата небольшая, иной раз рада бы побаловать ребят, да не из чего. Помню, Света была мала еще. И приглянулась ей кукла, большая такая, красивая. Придем с дочкой в магазин, а она смотрит на куклу как завороженная. Стоила игрушка 75 руб-лей, а у меня зарплата всего 60 рублей. Я взяла всю свою зарплату, добавила еще пятнадцать из отложенных на всякий случай денег, да и купила ей эту куклу. То-то радости было, никаких денег не жалко!
Когда Николая Васильевича в 1974 году перевели в трест в Самарканде, с ним переехала и семья. Вера Сергеевна уже работала экономистом и также отдавала работе много сил. Троих детей воспитали Лукошины. Светлана окончила Самаркандский гидромелиоративный техникум, Владимир – Киевский институт гражданской авиации, а Людмила – Московский инженерно-ирригационный институт.
– Я очень любила свой дом, где бы мы ни жили, он всегда был самым уютным и родным, – рассказывает старшая дочь Веры Сергеевны – Светлана. – И где бы я ни находилась, знала, что там меня любят и ждут. Там не нужно притворяться, казаться лучше, меня примут такой, какая есть. Сколько себя помню, у нас всегда было много гостей – родных и знакомых, приезжали, приходили, отмечали праздники и дни рождения. А главным связующим звеном был мой отец Николай Васильевич.
В 2004 году семья переехала в Прохоровку, поближе к родственникам, родни и друзей у Лукошиных по всей Белгородской области очень много. Большой кирпичный дом в переулке Славянский в Прохоровке всегда полон народу, особенно в праздники. Но каждый год 6 августа собираются действительно все: к традициям этой семьи давно добавилась эта, наверное, главная. У детей каникулы, а взрослые подгадывают к этой дате с отпуском. И вот тогда в семье действительно большой праздник – день рождения Веры Сергеевны.

В ожидании весны

Время неумолимо, всегда свое берет, не остановишь. 94-й год отстукивают внутренние ходики Веры Сергеевны. Раньше она к 9 Мая ездила в Москву на встречу однополчан. В столице всегда останавливалась у Тони Городиловой (Ковалевской). С большим теплом вспоминает Вера Сергеевна о подруге, с которой вместе служили и были, что называется, неразлейвода. К сожалению, дорогой подруги уже нет в живых. В последние годы Вере Сергеевне по состоянию здоровья пришлось отказаться и от поездок в Москву.
– Наверное, из однополчан никого уже не осталось, – вздыхает она.
По мере сил ветеран Великой Отечественной войны участвует в жизни поселка, ее приглашают на мероприятия, в школы на встречи с учениками.
Не так много найдется семей, в которых оба супруга ветераны Великой Отечественной войны, их ордена и медали бережно хранятся в шкатулке вместе с важными документами. А в прошлом году добавилась еще одна награда. В зале музея в Прохоровке Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации И. В. Петришенко по поручению главы Правительства Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в числе других ветеранов вручил Вере Сергеевне памятную медаль за освобождение Беларуси.
У Веры Сергеевны нет особых увлечений, таких, например, как рукоделие, зато она очень много читает, надо заметить, часто без очков. В последнее время стали подводить ноги, но она надеется, что весной сможет по мере сил работать в огороде.
В следующем, 2016 году, был бы у четы Лукошиных семидесятилетний юбилей совместной жизни. Не дожил Николай Васильевич, осиротела семья, ведь именно он, до последних дней активный и энергичный человек, объединял всех родных. Но жива память о нем и по-прежнему не пустуют семь просторных комнат в доме, где каждый уголок напоминает о муже, отце, дедушке. Крепки сложившиеся традиции в этой семье, и по одной из них в летний день соберутся все, кто любит и уважает Веру Сергеевну, – трое детей, семеро внуков, девять правнуков, родные и друзья.

На снимке: 
ветеран Великой Отечественной войны В. С. ЛУКОШИНА с дочерью Светланой Николаевной и внучкой Оксаной; фронтовая фотография Веры и Николая
Автор: 
С. СТАРИКОВА. Фото автора и из архива семьи ЛУКОШИНЫХ. п. Прохоровка.
№: 
031
Ваша оценка: Нет Средняя: 1 (1 голос)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла