Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

ЧЕМ БОЛЬНА поликлиника

В Магадане ещё хуже

– У нас все сельские детские поликлиники в таком плачевном состоянии или эта какая-то особенная?
– Ну, вы как будто из другого мира, – немного с издевкой отвечает мне один из докторов. – Детская медицина всегда финансируется по остаточному принципу… А здесь еще вполне божеские условия.
Разговор происходит в отделении детской поликлиники ЦРБ поселка Борисовка. Сюда приехала бригада врачей из детской областной клинической больницы. Выезды в районы так называемых узких специалистов практикуются у нас очень давно. Они помогают решить сразу несколько задач и проблем: медицинскую – провести осмотр, консультации, найти нуждающихся в госпитализации; социальную – не все родители имеют возможность побывать на приеме у врача областной больницы. А тут, пожалуйста, сами приехали. И глобальную – кадровую. Бич практически всех ЦРБ области – дефицит узких специалистов. Причем детских.
Беседа о сегодняшнем дне сельской медицины происходит в кабинете здорового ребенка. На стенах персонажи из русских народных сказок, нарисованные масляной краской еще, наверное, в 80-х годах прошлого столетия. В допотопном шкафу стоят пустые коробки из-под детского питания. Побелка от старости посерела. На потолке между плитами перекрытий черная щель метра полтора длиной. В ней застряли куски штукатурки ровно над тем местом, где стоят железная детская кроватка образца 50 – 60-х и неработающий компьютер. И хорошо, что не работает: если б работал, то за ним сидели бы и штукатурка могла бы упасть на голову пользователю. Кран умывальника подтекает. Линолеум на полу, похоже, с советских времен, разобрать его первоначальный рисунок невозможно.
– Вас не унижает, что вы вынуждены работать в таких условиях? – искренне жалею прибывших из Белгорода докторов.
– Нет. Работе это не мешает, – стоически отвечают врачи.
– В Магадане еще хуже, – патриотично замечает молодой невропатолог и вздыхает.
Выездная бригада врачей приступила к приему пациентов. В Борисовскую ЦРБ приехали в этот раз хирург, невропатолог, окулист, кардиолог, эндокринолог и пульмонолог-аллерголог. К каждому заранее записалось по 25 – 40 человек. Когда доктора появились на этаже, их, кроме духоты и темноты, встретила «стена» детей и родительниц – настолько тесен оказался коридор. Большинство мам стояло – лавок мало. Малышня, уткнувшись в родные колени, смиренно, словно солдаты, ждала своего часа – побегать, поиграть здесь негде. Зато себя комфортно чувствовала огромная китайская роза с разлапистыми ветками, явно всем мешающая, «съедающая» заветные сантиметры крошечной площади поликлиники.
…А я пока пройдусь по медицинскому учреждению.

Проектировщик не любил людей

В типовом здании располагаются две поликлиники – взрослая и детская. Первое, что здесь ошарашивает прямо с порога, – крутое высоченное крыльцо метра два с половиной от земли. Вот сюда бы автора проекта, загипсовать бы ему ногу да посмотреть, как он будет скакать по этим ступеням. Без посторонней помощи не то что инвалиду проблематично подняться или спуститься, но и просто неважно чувствующему себя приболевшему человеку трудно приходится. Можно подумать, что проект исполнял человек, которому сказали: сделай такое крыльцо, чтобы меньше народу сюда ходило...
Вход в детскую поликлинику еще более опасен. Здесь точно решили сэкономить на строительных материалах. Несколько нешироких щербатых ступеней позволяют подниматься только одному человеку. Если с ребенком, лучше взять его на руки – иначе неудобно. Идущий навстречу должен либо дождаться на крыльце поднимающегося, либо вжаться в бетонную стену. Правда, для мамаш с колясками имеется пандус, впрочем, довольно крутой.
«Будьте осторожны на крыльце, держите крепко своих детей, не ровен час – сковырнетесь с этой верхотуры». Предлагаю написать аршинными буквами на стене детского учреждения подобное обращение к родителям. Потому что никакого ограждения, перил здесь нет. Пять маленьких шагов от дверей поликлиники – и дитя может оказаться над пропастью...
С улицы, минуя тамбур, попадаю в полумрак, словно сразу без направления врача оказываюсь в рентгенкабинете. Окон нет, вернее есть – окно регистратуры. Из четырех светильников тускло горит единственный.
…Словно виновная в этой нищете и полуразрухе, тревожными глазами смотрит на меня симпатичная женщина – районный педиатр Борисовской ЦРБ Наталья Николаевна Оробинская. Она переживает, это чувствуется, что ей «достанется» от начальства за журналиста, разгуливающего по поликлинике.
Врач рассказывает:
– 20 лет не было капитального ремонта. Обещают сделать в будущем году. А в прошлом, зимой, прорвало трубы на третьем этаже во взрослой поликлинике, и детскую поликлинику затопило. А так у нас неплохо...

Специалисты уходят в бизнес

Но все же главная проблема детской поликлиники не материальная база – отсутствие узких специалистов. Оробинская говорит, что сегодня им требуются педиатры, хорошо бы парочку. Три штатных детских доктора работают на весь район с колоссальными нагрузками. Врачи взрослой поликлиники – отоларинголог и невропатолог, хирург работают в детской по совместительству. Окулист и ортопед приезжают каждую среду из областной больницы – так и выкручиваются с приемами пациентов.
Пять лет назад поликлиника получила автоматический комплекс диспансерного обследования. Почти все это время техника простояла – работать было некому. Недавно специалиста нашли, уговорили вернуться в поликлинику коллегу – педиатра, вышедшего на пенсию. Людмиле Ильиничне Моисеенко сегодня 70.
– Здесь мы осматриваем школьников с макушки до пят. Дети почти все больные, – ставит диагноз доктор. – Вот посмотрите журнал диспансерного обследования, из 130 лишь трое (!) абсолютно здоровы.
80 процентов имеют кардиологические заболевания. А проблемы со зрением у еще большего числа. Дальше идут плоскостопие, ожирение, нарушение осанки, недостаточность питания.
На прощание интересуюсь у Людмилы Ильиничны, почему не хватает врачей, куда они пропадают из поликлиник, больниц, после вузов. Моисеенко считает: все дело в мизерной зарплате. Об этом же заходит разговор на обратной дороге из Борисовки в Белгород с врачами областной детской.
– Врачи уходят в бизнес. Например, окулисты открывают свои магазины оптики, принимают на работу коллег, уволившихся из государственных учреждений, – делится своими наблюдениями окулист-офтальмолог областной детской больницы Игорь Борисович Денисов. – Зарплата там нормальная, а работа – не бей лежачего. Зато в больницах некому вести прием. Например, в Борисовской ЦРБ нет специалиста. В Валуйках врач уволилась, ушла работать в оптику. В Ровеньках ведется короткий прием больных. Чтобы отправить молодого врача работать в ЦРБ, нужно, чтобы он был оттуда родом. Так хоть ему будет где жить. На зарплату начинающего, получающего меньше пяти тысяч рублей, даже угла не снять.
По мнению Денисова, советская практика, когда молодой врач отрабатывал три года по распределению, была самой правильной.
Беда в области и с детскими хирургами, и с кардиологами – тоже крайне востребованными кадрами. Последние есть лишь в нескольких ЦРБ: в Губкинской, Старооскольской, Яковлевской, Валуйской, а в Алексеевской то есть, то нет специалиста.
«Куда они испаряются?» – спрашиваю у кардиолога Юлии Владимировны Махониной. Оказывается, в частные диагностические центры и в торговлю – медицинскими представителями фармацевтических компаний. «Многие мои сокурсники по факультету, с которыми училась в Воронежской медицинской академии, уехали в Москву. Открывают свой бизнес. Я заметила такую тенденцию: многие работающие в педиатрии уходят из нее. Сегодня на педиатрическом факультете в БелГУ учится 18 человек, а планируют работать с детьми в государственной медицине только восемь».
О любопытном опыте привлечения и закрепления врачей для работы в районной больнице рассказала молодой невропатолог Светлана Индучная. В Нижнем Новгороде, где она получала профессию, до 2010 года действовала такая программа для выпускников-медиков. Те, кто пришел работать в ЦРБ, вместе с белым халатом получали ключи от новенькой машины, а в придачу – и от квартиры. Условие: молодой врач получит все это неслыханное богатство в собственность, если отработает десять лет. Светлана говорит, что все 20 человек, с кем она заканчивала медицинскую государственную академию, оказались участниками этой программы – стали сельскими докторами.
Нам бы такую программу. Быть может, она исправит критическое положение областной детской медицины.

Автор: 
А. ЗОЛОТАРЕВА
№: 
092
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла